ENGLISH РУССКИЙ






Друзья!

Прошу помощи в раскрутке моего нового англоязычного веб-сайта.

Никаких сверхусилий не потребуется. Нужно зайти на веб-сайт, кликнув кнопку "ENGLISH" в правом верхнем углу, и открыть пару-тройку страниц.

Спасибо…

Андрей Носов


Самообразование по классу классической гитары,
ноты для гитары всех стилей, жанров и составов.




УРОКИ ИГРЫ НА ГИТАРЕ

(СТРАНИЦА 1 / Уроки 1 – 40)

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с самоучителем игры на гитаре, то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице, чтобы знать, что представляет собой Гитарная Школа А.Носова в принципе, и чего ждать от обучения в частности.

Содержание уроков

Содержание уроков состоит из 25 страниц формата А4/PDF.

 


Урок №1

Как выбирать гитару при покупке. Части классической гитары. Доводка гитары до рабочего состояния. Струны. Установка струн. Уход за гитарой. Настройка гитары. Посадка гитариста. Постановка правой руки. Начальные действия указательного и среднего пальцев правой руки. Проверка правильности постановки руки. Чего никогда не нужно делать при игре.

1-й урок состоит из 68 страниц формата А4, PDF/3.55МБСкачать содержание самоучителя игры на гитаре

 


 Урок №2

Равномерное движение долей. Первое упражнение: чередование указательного-среднего пальцев правой руки (продолжение, начало в 1-м уроке). Порядок работы над упражнениями, направленными на повышение подвижности пальцев. Темп музыки (ознакомление). Второе упражнение: чередование среднего-безымянного пальцев правой руки. Нотный стан, добавочные линии, ноты, октавы.

2-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF/1.34МБ.Скачать первые бесплатные уроки самоучителя А.Носова

 


 Урок №3

Техника движений большого пальца правой руки. Первое упражнение: первоначальные действия большого пальца правой руки. Чего никогда не нужно делать при игре. Второе упражнение: чередование среднего-безымянного пальца правой руки (продолжение – начало во 2-м уроке). Третье упражнение: чередование указательного-среднего пальцев (окончание – начало в 1-м и 2-м уроках). Длительность звучания нот. Группы длительностей. Паузы и их длительность.

3-й урок состоит из 35 страниц формата А4, PDF/1.90МБ.

 


 Урок №4

Упражнение: упорядочение движений большого пальца правой руки (продолжение – начало в 3-м уроке). Аппликатура правой руки. Как исполнять ноты различной длительности.

 4-й урок состоит из 35 страниц формата А4, PDF/1.76МБ.

 


 Урок №5

Упражнение: чередование указательного, среднего, безымянного пальцев правой руки. Ключ, такт, тактовая черта. Размер (метр) музыкального произведения. Сумма длительностей. Как играть по нотам. Чего никогда не нужно делать при считывании нотного текста. Смешанный метр. Переменный размер. Исполнение упражнения пятого урока по нотам.

 5-й урок состоит из 52 страниц формата А4, PDF/3.02МБ.

 


 Урок №6

Аппликатура левой руки. Постановка левой руки: лады, нумерация ладов, разметка ладов; конфигурация и положение большого пальца левой руки; постановка 1-го, 2-го, 3-го и 4-го пальцев. Первое упражнение: упражнение для левой руки. Второе упражнение: чередование большого, среднего, указательного пальцев правой руки. Настройка гитары (продолжение).

 6-й урок состоит из 27 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются шесть ссылок на скачивание видео.


 Урок №7

Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от VII-го лада, по восемь нот). До мажорного аккорда. Второе упражнение: чередование указательного-среднего пальцев правой руки, при удержании до мажорного аккорда. Тон, полутон.

 7-й урок состоит из 20 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №8

Проверка настройки гитары. Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от VI-го лада, по восемь нот). Соль мажорный септаккорд (соль7). Второе упражнение: чередование большого, указательного, среднего пальцев правой руки, при удержании соль мажорного септаккорда. Знаки альтерации.

 8-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №9

Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от V-го лада, по четыре ноты). Техника смена до мажорного и соль мажорного септаккорда. Второе упражнение: смена до мажорного и соль мажорного септаккорда. Общие правила смены аккордов. Расположение пальцев правой руки при игре на соседних струнах. Третье упражнение: чередование указательного-среднего пальцев правой руки на соседних струнах. Ноты на первой струне по V-й лад включительно.

9-й урок состоит из 19 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №10

Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от IV-го лада, по четыре ноты). Второе упражнение: смена до мажорного и соль мажорного септаккорда, при чередовании указательного-среднего пальцев правой руки, на соседних струнах. Созвучия. Техника исполнения созвучий большим и указательным пальцем правой руки. Третье упражнение: исполнение созвучий большим и указательным пальцем правой руки. Ноты на второй струне по V-й лад включительно.

 10-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №11

Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от III-го лада, по две ноты). Ля минорный аккорд. Ми мажорный аккорд. Техника смены ля минорного и ми мажорного аккорда. Второе упражнение: смена ля минорного и ми мажорного аккорда. Третье упражнение: исполнение аккордов большим, указательным и средним пальцем правой руки. Ноты на третьей струне по V-й лад включительно.

 11-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №12

Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от II-го лада, по две ноты). Второе упражнение: смена ля минорного и мажорного аккорда, при чередовании среднего-указательного пальцев на соседних струнах. Третье упражнение: исполнение аккордов большим, указательным, средним и безымянным пальцем правой руки. Ноты на четвёртой струне по V-й лад включительно.

 12-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №13

Проверка настройки гитары. Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от I-го лада, по одной ноте "половинной" длительности). Второе упражнение: чередование большого, указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки. Третье упражнение: последовательность аккордов (ля минор, до мажор, ля минор, соль мажорный септаккорд, до мажор, ми мажор, до мажор). Соль мажорный аккорд. "ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ" (1-й – 4-й такты).

 13-й урок состоит из 37 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео и миди файл.


 Урок №14

Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от I-го лада, по одной ноте "четвертной" длительности). Второе упражнение: чередование большого, безымянного, среднего и указательного пальцев правой руки. Третье упражнение: последовательность аккордов (ля минор, до мажор, соль7, соль мажор, до мажор, соль мажор, до мажор). Ми минорный аккорд. "ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ" (5-й – 8-й такты).

 14-й урок состоит из 23 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео и миди файл.


 Урок №15

Позиции. Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от I-го лада, по одной ноте "восьмой" длительности). Второе упражнение: чередование пальцев правой руки по схеме: указательный, средний, безымянный, средний. Третье упражнение: последовательность аккордов (ми минор, ми мажор, ля минор, ми минор, ля минор, соль мажор, до мажор). Ля мажорный аккорд. "ЕХАЛ КАЗАК ЗА ДУНАЙ" (1-й – 8-й такты). Ноты на пятой струне по V-й лад включительно.

 15-й урок состоит из 27 страниц формата А4, PDF.


 Урок №16

Тональность музыкального произведения. Первое упражнение: синхронизация движений пальцев (от I-го лада, по одной ноте "шестнадцатой" длительности). Второе упражнение: чередование пальцев правой руки по схеме: указательный, средний, безымянный, средний, с подключением большого пальца. Третье упражнение: последовательность аккордов (ля мажор, ля минор, ми минор, ля минор, ми минор, ля мажор, ми минор). Си мажорный септаккорд. "ЕХАЛ КАЗАК ЗА ДУНАЙ" (9-й – 17-й такты). Ноты на шестой струне по V-й лад включительно. Дополнительное произведение "Перепёлочка" (автор неизвестен).

 16-й урок состоит из 51 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два миди файла.


 Урок №17

Нота с точкой. Первое упражнение: гамма ми мажор (разучивание аппликатуры). Второе упражнение: арпеджио – 1-й и 2-й вид. Третье упражнение: последовательность аккордов (ми минор, си7, ми минор, мя мажор, ми минор, си7, соль мажор). Ре минорный аккорд. ЭТЮД Х.Сагрераса (1-й – 4-й такты).

 17-й урок состоит из 49 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №18

Как самостоятельно вспомнить забытую ноту. Первое упражнение: гамма МИ МАЖОР (1 х 8). Второе упражнение: арпеджио – 3-й и 4-й вид. Третье упражнение: последовательность аккордов (ля минор, ля мажор, ре минор, ля минор, ре минор, соль7, до мажор). Ре мажорный аккорд. ЭТЮД Х.Сагрераса (5-й – 9-й такты). Дополнительное произведение "Ты пойди моя коровушка домой" (автор неизвестен).

 18-й урок состоит из 34 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два миди файла.


 Урок №19

Динамика звука. Таблица динамических обозначений. Первое упражнение: гамма ми мажор (1 х 4). Второе упражнение: арпеджио – 5-й и 6-й вид. Третье упражнение: последовательность аккордов (ля мажор, ре мажор, ля мажор, ми мажор, ля мажор, ре мажор, ми мажор). ЭТЮД Ф.Сора (1-й – 4-й такты).

 19-й урок состоит из 21 страниц формата А4, PDF.


 Урок №20

Первое упражнение: гамма ми мажор (1 х 2). Второе упражнение: арпеджио – 7-й и 8-й вид. Баррэ: обозначение, общие правила постановки. Третье упражнение: исполнение "малого баррэ" на трёх первых струнах. ЭТЮД Ф.Сора (5-й – 8-й такты).

 20-й урок состоит из 30 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №21

Первое упражнение: гамма ми мажор (1 х 1). Второе упражнение: арпеджио – 9-й и 10-й вид. Третье упражнение: исполнение "полубаррэ" на четырёх первых струнах. ЭТЮД Ф.Сора (9-й – 12-й такты).

 21-й урок состоит из 22 страниц формата А4, PDF.


 Урок №22

Темп музыки. Таблица темпов. Первое упражнение: гамма ми мажор (1 х 1). Второе упражнение: арпеджио – 11-й и 12-й вид. Третье упражнение: исполнение "большого баррэ" на пяти струнах. ЭТЮД Ф.Сора (13-й – 16-й такты). Дополнительное произведение "Ходила младёшенька" (автор неизвестен).

 22-й урок состоит из 62 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два миди файла.


 Урок №23

Первое упражнение: вариация на тему гаммы ми мажор. Второе упражнение: арпеджио – 13-й и 14-й вид. Третье упражнение: исполнение "большого баррэ" на шести струнах. "В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА" Л.Бекмана (1-й – 4-й такты).

 23-й урок состоит из 29 страниц формата А4, PDF.


 Урок №24

Первое упражнение: гамма ми минор мелодический вид (разучивание аппликатуры). Второе упражнение: арпеджио – 15-й и 16-й вид. Аккорды с использованием приёма "баррэ". Третье упражнение: А) смена ми минорного и ля минорного аккорда; Б) имитация ми мажорного аккорда. "В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА" Л.Бекмана (5-й – 9-й такты). Дополнительное произведение "Прелюдия" (А.Иванов-Крамской).

 24-й урок состоит из 53 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два миди файла.


 Урок №25

Первое упражнение: гамма ми минор мелодический вид (1 х 8). Второе упражнение: арпеджио – 17-й и 18-й вид. Третье упражнение: А) смена ми мажорного и ля мажорного аккорда; Б) имитация соль мажорного септаккорда. "С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ" П.Хилл и М.Хилл (1-й – 4-й такты).

 25-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


 Урок №26

Первое упражнение: гамма ми минор мелодический вид (1 х 4). Второе упражнение: арпеджио – 19-й и 20-й вид. Третье упражнение: А) смена соль мажорного и до мажорного септаккорда; Б) имитация ля минорного аккорда. "С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ" П.Хилл и М.Хилл (5-й – 8-й такты).

 26-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №27

Первое упражнение: гамма ми минор мелодический вид (1 х 2). Второе упражнение: арпеджио – 21-й и 22-й вид. Третье упражнение: А) смена ля минорного и ре минорного аккорда; Б) имитация ля мажорного аккорда. "ANDANTE" Ф.Сора. (1-й – 8-й такты).

 27-й урок состоит из 10 страниц формата А4, PDF.


 Урок №28

Первое упражнение: гамма ми минор мелодический вид (1 х 1). Второе упражнение: арпеджио – 23-й и 24-й вид. Третье упражнение: А) смена ля мажорного и ре мажорного аккорда; Б) имитация до мажорного аккорда. "ANDANTE" Ф.Сора. (9-й – 16-й такты).

 28-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


 Урок №29

Первое упражнение: гамма ми минор мелодический вид (1 х 1). Второе упражнение: арпеджио – 25-й и 26-й вид. Третье упражнение: А) смена до мажорного и фа мажорного аккорда; Б) имитация ре минорного аккорда. "ANDANTE" Ф.Сора. (17-й – 32-й такты).

 29-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №30

Первое упражнение: вариация на тему гаммы ми минор мелодический вид. Второе упражнение: арпеджио – 27-й и 28-й вид. Третье упражнение: А) смена ре минорного и соль минорного аккорда; Б) имитация ре мажорного аккорда. "ПОЛЬКА" М.Иванова. (1-й – 8-й такты).

 30-й урок состоит из 11 страниц формата А4, PDF.


 Урок №31

Первое упражнение: гамма соль мажор (разучивание аппликатуры). Второе упражнение: арпеджио – 29-й и 30-й вид. Третье упражнение: А) Смена ре мажорного и соль мажорного аккорда. "ПОЛЬКА" М.Иванова (9-й – 16-й такты).

 31-й урок состоит из 10 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №32

Первое упражнение: гамма соль мажор (1 х 8). Второе упражнение: арпеджио – 31-й и 32-й вид. Третье упражнение: последовательность аккордов (ля минор, ре минор, ля минор, ми7, ля минор, ми7, ля минор). "ALLEGRO" М.Джулиани (1-й, 2-й такты).

 32-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF.


Урок №33

Первое упражнение: гамма соль мажор (1 х 4). Второе упражнение: арпеджио – 33-й и 34-й вид. Третье упражнение: последовательность аккордов (ля мажор, ре мажор, ля мажор, ми7, ля мажор, м7, ля мажор). "ALLEGRO" М.Джулиани (3-й, 4-й такты).

 33-й урок состоит из 7 страниц формата А4, PDF.


 Урок №34

Первое упражнение: гамма соль мажор (1 х 2). Второе упражнение: арпеджио – 35-й и 36-й вид. Третье упражнение: последовательность аккордов (ре минор, соль минор, ре минор, ля мажор, ре минор, соль минор, ре минор). "ALLEGRO" М.Джулиани (5-й – 12-й такты).

 34-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №35

Первое упражнение: гамма соль мажор (1 х 1). Второе упражнение: арпеджио – 37-й и 38-й вид. Третье упражнение: последовательность аккордов (ре мажор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, ре мажор, соль мажор, ре мажор). "СОБАЧИЙ ВАЛЬС". Переложение А.Носова. Ноты на первой струне с V-го – по XII-й лад включительно.

 35-й урок состоит из 11 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №36

Первое упражнение: гамма соль мажор – универсальная. Второе упражнение: арпеджио – 39-й и 40-й вид. Третье упражнение: последовательность аккордов (соль мажор, соль минор, фа мажор, соль минор, фа мажор, соль мажор, фа мажор). "ГРУСТНЫЙ НАПЕВ" А.Иванова-Крамского (1-й – 8-й такты). Ноты на второй струне с V-го – по XII-й лад включительно.

 36-й урок состоит из 13 страниц формата А4, PDF.


 Урок №37

Первое упражнение: гамма соль мажор – универсальная, с изменением динамики звука. Второе упражнение: арпеджио – 41-й и 42-й вид. Легато: "восходящее" легато. Третье упражнение: 10 упражнений, направленных на освоение техники исполнения "восходящего легато". "ГРУСТНЫЙ НАПЕВ" А.Иванова-Крамского (9-й – 16-й такты). Ноты на третьей струне с V-го – по XII-й лад включительно.

 37-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №38

Первое упражнение: вариация на тему гаммы соль мажор. Второе упражнение: арпеджио – 43-й и 44-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "восходящего легато" – 8 упражнений; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "ГРУСТНЫЙ НАПЕВ" А.Иванова-Крамского (17-й – 28-й такты). Ноты на четвёртой струне с V-го – по XII-й лад включительно.

 38-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №39

Первое упражнение: вариация на тему гаммы соль мажор – универсальная, с изменением динамики звука. Второе упражнение: арпеджио – 45-й и 46-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "восходящего легато" – 8 упражнений; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "МОЙ КОСТЁР" (1-й – 10-й такты). Ноты на пятой струне с V-го – по XII-й лад включительно.

 39-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF.


 Урок №40

Первое упражнение: гамма соль минор мелодический вид (разучивание аппликатуры). Второе упражнение: арпеджио – 47-й и 48-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "восходящего легато" – 8 упражнений; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "МОЙ КОСТЁР" (11-й – 26-й такты). Ноты на шестой струне с V-го – по XII-й лад включительно.

 40-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 

 

Мысли по поводу…

Уроки 1 – 40

О Школе игры на гитаре. Те уроки игры на гитаре, изучением которых вы занимаетесь (или планируете заняться), являются фрагментом моей (Андрея Носова) школы игры на гитаре. Что такое ШКОЛА, в принципе, хорошо представляете? Школа – это место, где учат, вкладывают фундаментальные практические и теоретические познания, дают ответ на каждый интересующий вопрос, и в итоге выпускают готового исполнителя. У меня так, поэтому я смело могу назвать свою методику обучения школой игры на гитаре. Но почему называют себя ШКОЛАМИ видео-ресурсы, предлагающие освоить исполнение песен под гитару, по принципу: "Смотри и повторяй", если они ничего не объясняют, а лишь показывают несколько несложных аккордов и простейших рисунков "боя" (заметьте, из многотысячной массы)? Совершенно непонятно. С тем же успехом мог назвать своё умение школой игры паренёк, освоивший пару аккордов и делящийся этими знаниями с товарищами. Но ему, разумеется, это и в голову не придёт…  

Дело, конечно, не в названии – пусть именуются, как хотят, – а в том, что подобные интернет-ресурсы выхолащивают племя российских исполнителей. Скажете, перебор? Отнюдь. Там, где не внедряют навыков посадки с гитарой, ни прививают правильную постановку рук и не доводят до сведения требования о техническом состоянии инструмента, обучение игре обречено на провал. Кто-то отсеивается сразу же, не сумев, элементарно, прижать струны к грифу: проблема, возможно, была в слишком большом расстоянии между струнами и грифом, а, возможно, в слишком сильном натяжении струн; но он-то этого не знал, и посчитал, что неспособен к гитаре. Кто-то обретает ложное чувство неспособности к игре на гитаре позже, когда вырастает из аккомпанемента аккордами и пробует играть соло: отсутствие положительного результата, в этом случае, связано с укоренившейся привычкой располагать гитару и руки так, как хочется, а не так, как дОлжно, о чём ему никто не поведал при первом опыте общения с инструментом. А привычка, я вам доложу, особенно дурная, – страшная вещь, избавиться от которой стоит неимоверных трудов и дано не всем (типичный пример – привычка курения). Вот и прощаются гитаристы с мечтой о большом исполнительском искусстве. Скажете, ни о чём подобном вы не мечтаете, и вам бы только несколько аккордиков разучить, чтобы спеть под гитару? Не спешите. Придёт время, и гитара позовёт вас со страшной силой, как зовёт большинство тех, кто к ней когда-либо прикасался. Подумайте над этим и сделайте выбор в пользу академического обучения, независимо от того, где оно предлагается, в музыкальной школе или на моём ресурсе.

Как-то получил письмо от одного переводчика. Спрашивает, хотите знать мнение португальских гитаристов о своём ресурсе? Читаю в переводе:

– Был на сайте Гитарной Школы А.Носова? Там классные произведения для гитары.

– Нет, не был. А что, в России есть гитара?

В России есть гитара! Я доказываю это с каждой новой аранжировкой для гитары соло или гитарных ансамблей (раздел "Библиотека гитариста"). Но, может кто-нибудь из молодёжи подхватит мой почин? Если уж ни как авторов методических пособий и композиций, то, как исполнителей? Всего-то и нужно правильно начать: подготовить гитару, чтобы не испортить постановку рук; приспособить руки для игры, исходя из своих анатомических особенностей. Всё это подробнейшим образом изложено в первых 14 уроках моей Школы. Равно, как и аккордовая техника игры, столь любимая начинающими (заметьте, безопасная, не способная нанести ущерб будущей сольной игре).

О выборе гитары. Выбор гитары – дело чрезвычайной важности. Знаете, как часто выбирают гитару в магазине люди несведущие? Просят продавца: "Проведите пальцем по струнам этой гитары. Теперь этой". Ага, здесь звук лучше (сочней, насыщенней), беру. Это, в общем, правильно, но… этого мало. Нужно ещё чтобы гитара была пригодна для игры, иначе намучаетесь.

Помню, пришёл в компанию и, как обычно, просят сыграть. Дают гитару, вижу огромный зазор между струнами и грифом, превышающий все разумные пределы, и отказываюсь: на этой гитаре играть нельзя. Как нельзя, говорит хозяин дома и берёт пару аккордов в районе первых трёх ладов. Ну, а в средней части грифа смогли бы, заинтересованно спрашиваю я? А там никто не играет, был ответ. Нет, уважаемые, играют и в середине грифе и на ладах с более высокой нумерацией: и на струнах, прижатых к грифу, и в сочетании с открытыми (неприжатыми). Так что, выбор гитары – дело первостепенной важности. Ну, а как довести гитару до приемлемого состояния своими руками, если она у вас, мягко говоря, не очень, читайте в уроках. Заодно, выучите части гитары, чтобы общаться с гитаристами на одном языке.

О посадке гитариста и постановке рук. Ещё один важнейший элемент, а точнее, два – посадка гитариста и постановка рук. Не много ли важных вещей? Не много. В начале обучения иначе не бывает. В моих уроках всё прописано предельно подробно, с учётом различных величин гитар и габаритов исполнителей (включая полных), поэтому подробности опущу. Скажу лишь, как сядете, так и заиграете. Никаких натяжек: неподходящая посадка повлечёт за собой неподходящую для игры постановку рук, а та, в свою очередь, снижение исполнительских возможностей. И это, не говоря о таких "пустяках", как болевые ощущения в разных частях тела, не позволящих вам трудится так долго, как это требуется или хочется. Как вам такая логическая цепочка? Говорю же, мелочей нет!

О натяжении струн и настройке гитары. Что ещё, кроме посадки с гитарой, влияет на правильность постановки рук, и, следовательно, позволяет надеяться на дальнейший исполнительский успех? – Натяжение струн. Натяжение струн, в период становления левой руки, прижимающей струны к грифу, должно быть посильным (кстати, если вы левша, радуйтесь, и даже не помышляйте направить гитарный гриф в правую сторону, потому что именно в левой, сильной для вас руке, осуществляется силовая гитарная работы). Иначе, в стремлении справиться с натяжением струн, руке придётся, во-первых, пребывать в постоянном напряжении. Во-вторых, занимать невыгодное положение, подходящее, разве что, для выполнения текущей задачи. Но… игра на гитаре состоит из вереницы приёмов, заключающихся в разнообразии действий пальцев, в том числе, при активном перемещении левой руки вдоль грифа. И как вы всё это будете делать при том колоссальном, заметьте, необязательном напряжении, которое сами же создаёте, в придачу с неестественным положением руки по отношению к грифу? Так что, мой вам совет, настройте гитару так, чтобы было удобно прижимать струны (но не так слабо, чтобы пропал голос струн). Величина эта индивидуальная и подбирается опытным путём. Привыкнув к этому натяжению струн, будете изредка подтягивать, пока не доведёте настройку гитары до стандартной (подробности в уроках).

Казалось бы, разумное предложение: бери, пользуйся. Так нет, обязательно найдутся доброхоты, высказавшие своё категоричное "нет". Аргументы приводят следующие: "А мы можем слух испортить (слух музыкальный, разумеется)", "А нам надо пальцы тренировать". Бред какой-то… Как можно испортить слух, если звуковые интервалы открытых струн останутся без изменения, а вместе с ними и все звуковые интервалы, используемые при исполнении музыкального материала? Единственно, что произойдёт, звучание будет несколько ниже, вот и всё. Но это уже вопрос тональности, которая никак не влияет на узнаваемость произведения, и, разумеется, не портит слух (подробности о тональности в уроках).

В студенческую пору, помню, высшим шиком было спеть дуэтом песню с интервалом малая секунда. Задача чертовски трудная (тянет сбиться на унисон), результат "режет" уши (малая секунда – самый "страшный" диссонанс). Но даже такими экспериментами никто из нас слух не испортил: кто-то стал профессиональным музыкантом, кто-то композитором, кто-то учителем музыки.

А бороться с непосильным натяжением струн ради тренировки пальцев вообще, мягко говоря, странная идея. Ничего, кроме сильнейших болевых ощущений и испорченной постановки левой руки, не будет (особенно, если зазор между струнами и грифом окажется больше рекомендованного). И ведь проверено всё это не одним поколением начинающих гитаристов, так нет же… А, интересно, эти доброхоты, впервые придя в спортзал, тоже возьмут снаряд, превышающий их физические возможности, или, всё-таки, выберут что-то посильное? Вопрос риторический… Дурных нет, никто же не хочет, чтобы их штангой придавило, поэтому начнут с лёгкого для себя веса и буду прибавлять по мере надобности (в спорте это называется принципом прогрессивной нагрузки). И правильно, лучшего способа развить силу мышц не существует. При игре на гитаре тоже мышцы работают, улавливаете? Поэтому и тренировать их нужно так, как спортзале: для начала организовать посильное натяжение струн, а затем постепенно увеличивать. Прислушайтесь, и приобретёте постановку левой руки, подходящую для прогресса в обучении, убережётесь от сильных болевых ощущений в кончиках пальцев левой руки, неизбежных в начале обучения, и добьётесь успеха гораздо раньше тех, кто не желает замечать очевидного.

О выборе струн. На каких струнах остановить свой выбор, на металлических или синтетических? Для начала обучения, однозначно, пригодна только синтетика: она мягче, меньше утруждает пальцы и позволяет без проблем освоить приёмы игры, связанные с извлечением звука одной левой рукой (при незначительном участии правой или вовсе без оной). Ах, на вашей гитаре синтетика звучит хуже? А громкий звук-то вам в период обучения зачем? Не выступать же… Освойте без осложнений все приёмы, а там и решайте, что подходит больше.

Помню, учился у меня паренёк: ловкий, хваткий, смышлёный. И, как-то, приходит на очередной урок с металлическими струнами: "Я струны заменил, ничего?". Сейчас узнаешь, отвечаю. А на текущий урок было запланировано изучение нового приёма игры – "Легато" (это, как раз, техника извлечения звука левой рукой). Ну, рассказал, показал… Пробует – не выходит. Дал ему свою гитару с синтетикой – дело пошло. В следующий раз пришёл уже с синтетическими струнами. И правильно, чего мучиться-то… Не думайте, что это частный случай. Это тенденция. Кстати, с синтетическими струнами и овладение настройкой гитары дастся проще. Более подробную информацию о струнах, настройке и прочем необходимом найдёте в уроках.

Об обучении игре на гитаре по самоучителю. Можно ли научиться играть на гитаре по самоучителю? Можно, если самоучитель информативен, а вы имеете мотивацию к обучению. А, вообще, самообразование даёт куда больший эффект, чем обучение с преподавателем. Ведь вы вынуждены вчитываться в каждую строчку, пытаясь докопаться до истины. А потому истина открывается гораздо раньше.

Есть в обучении по самоучителю и ещё один плюс. В информативном учебнике, таком, например, как мой, столько материала в каждом уроке, сколько не даст ни один учитель. Не то чтобы не знал, просто не хватит времени: урок-то не резиновый, а успеть нужно многое. Поэтому читайте, учитесь и не переживайте, что не можете брать уроки у частных преподавателей или ходить в музыкальную школу. Толковый самоучитель даст не меньший эффект. Только, пожалуйста, помните, в процессе обучения участвуют двое – учитель и ученик, поэтому старайтесь относиться критично не только к авторам обучающих пособий, но и к самим себе.

О нотной грамоте. И чего только не придумают ресурсы, подвизающиеся на ниве массовой гитары, чтобы зазвать к себе посетителей. "Заходите, у нас нет никакой нотной грамоты". Они что, считают, что нотация (способ записи музыки нотными знаками) не нужна? Или уверены, что вы не поймёте? Или не умеют доходчиво объяснить, как читать ноты? Вопросов много, но ответить нужно на другой: "Что было бы лично с вами, если бы вы вдруг разучились читать?". А я вам скажу. Наступила бы информационная блокада. Не полная, конечно, но значительная: ни тебе смс-ку прочесть, ни меню в гаджете, ни нужную книгу (которую грамотные люди могли бы и озвучить, но по каким-то причинам не хотят). Ощутили? Вот в такой информационной блокаде находится и исполнитель, не знакомый с нотацией. Но… не подозревает об этом и оттого счастлив. А самая большая проблема этого счастливчика заключается в сложности разучивания новых произведений и, как следствие, накопление репертуара. Почему, догадаться нетрудно. Чтобы разучить новую вещь, он должен видеть и слышать, как она играется. Нет образца – нет новинки. Нотация же предоставляет все возможности для разучивания, включая ритм, информацию об используемых приёмах игры, пальцовку (аппликатару). Так что, viva нотация!

Сложно ли овладеть нотацией? Нет. Заявляю не только как специалист, учащий играть по нотам, но и как человек пишущий ноты и играющий по ним. Надо, всего лишь, запомнить небольшой объём информации, связанный с внешним видом нот, местом их расположения относительно линий специального каркаса (нотного стана), условием протяжённости, и понять принципы расчёта ритмического рисунка. Определение ритма, заключающееся в вычислении времени звуков, как раз и считается самым трудным делом при чтении нот. Но… это не более, чем соотношение величин. Скажите, трудно ли сопоставить предмет с линейкой (рулеткой), чтобы узнать его длину, ширину, высоту? Конечно, нет. Нечто подобное происходит и в нотации. Так что, нотная грамота, это не так сложно, как об этом принято думать. И не так страшно, как этим пугают на около гитарных ресурсах. Подробности в уроках…

О расположение нот на гитарном грифе. Запомнить расположение нот на гитарном грифе (а точнее, где какая нота берётся) не сложней, чем выучить сами ноты. Надо, всего лишь, знать наименование нот по порядку, промежутки между нотами, выраженные в тонах и полутонах, и, вуаля, через пять минут вы уже уверенно говорите, что вот на этой струне, на этом ладу – ДО, а вот здесь, к примеру, ФА.

Сопоставить ноту, указанную в тексте, с её местоположения на грифе несколько сложней. Но и здесь есть алгоритмы, позволяющие определить это едва ли не путём подсчёта на пальцах. Эти алгоритмы я в обязательном порядке довожу до сведения учащихся в своих уроках – можете ознакомиться. Только, если планируете играть по нотам, учить их придётся по любому: высчитывать каждую слишком долго.

Об извлечении звука методом "Апойандо" и "Тирандо". "Апойандо" (Apoyando) или "Тирандо" (Tirando)? Казалось бы, о чём здесь спорить? Однозначно, приём "Apoyando" даёт более сочный и красочный звук, по сравнению с "Tirando". Но… в силу необходимости опоры на соседнюю струну, в заключительной фазе движения пальца, используется ограниченное игровое время. А, если точней, способ "Apoyando" показан только для исполнения одноголосых мелодий или пассажей (в том числе, скоростных). Ни для чего другого этот способ непригоден, поскольку опора пальца на соседнюю струну (для большого пальца – более тонкую, для остальных пальцев – более толстую), во-первых, приглушает её (а это значит, например, что вместо трёхзвучного аккорда, сыгранного указательным, средним и безымянным пальцем, вы услышите ТОЛЬКО ОДИН звук). Во-вторых, катастрофически затрудняет извлечение звука, в том числе, при исполнении распространённейшего в гитаре приёма "Арпеджио" (перебор струн): и чем выше темп, тем больше затруднений. Способ же "Tirando" – безопорный метод – лишён этих недостатков. Им вообще можно сыграть ВСЁ, включая одноголосые мелодии и виртуозные пассажи. Поэтому обучение учащихся я начинаю с него. Это не значит, конечно, что приём "Apoyando" не будет рассматриваться в принципе. Будет, конечно (70-й урок), равно как и множество других методов извлечения звука. Но, зачем же, скажите, начинать с того, что, возможно, не потребуется никогда? Заметьте, я знаком с привычкой начинающих подвергать сомнению всё и вся, и требовать для себя, любимого, всё самое лучшее. Поэтому и прописал особенности этих приёмов и специфику их использования прямо в 1-м уроке, ещё до начала практики извлечения звука. Прописал в надежде на понимание и здравый смысл. Находят, читают… Но будто не понимают… И спорят, спорят… Печально…

Об исполнении первого произведения. Первое произведение, как и любое другое произведение для начинающих, не сложное (или, точнее, не должно показаться сложным после той подготовительной работы, которую мы проводили с 1-го по 12-й урок включительно). Но, всё-таки, это произведение, дающее представление о том, что такое гитара. Исполнение здесь ведётся одним гитаристом в два звуковых потока – мелодией и басом. Но скоро добавим ещё один звуковой поток – средний голос, и станет окончательно ясно, почему гитару называют маленьким оркестром.

О позициях (месте положения левой руки относительно грифа). Позиции на гитарном грифе определяются по 1-му (указательному) пальцу левой руки, ответственной за прижатие струн к грифу. Следовательно, если 1-й палец находится на I-м ладу, то это первая позиция, если на II-м ладу – вторая позиция, и т.д. (в испанской гитарной школе иное распределение позиций: подробности в уроках). Для ситуации, когда 2-й (средний) палец располагается на I-м ладу, ближайшем к головке гитары, имеется собственный термин – "Полупозиция". Но… понятие "Позиция" имеет значение только во времена ученичества, и напрочь забывается при самостоятельном музицировании. Или, точнее, не забывается, а не вспоминается за ненадобностью. В самом деле, если гитарист играет без нот, он… просто играет в той или иной части грифа, беспокоясь лишь о подходящем сочетании звуков (в случае выполнения переложения или сочинения) или творческой составляющей (в случае исполнения выученного произведения). Если же гитарист занят разучиванием, то ставит 1-й палец на указанный лад и продолжает исполнение эпизода либо с участием "Баррэ", либо без оного. Именно так, или-или, поскольку и "Баррэ" и позиции обозначаются одинаково – римской цифрой. А как понять, что делать конкретно, подробно прописано в уроках.

О тональности музыкального произведения. Тональность музыкального произведения – важнейший элемент нотации, позволяющий избежать большого количества случайных знаков альтерации, затрудняющих как запись нот, так и их прочтение. Тональность, с точки зрения гитариста занятого переложением (обработкой), является инструментом для наиболее успешного выполнения работы. А именно, позволяет передать черты исходного произведения (мелодию, гармонию, ритм) и, вместе с тем, сделать произведение максимально удобным для исполнения.

Помню, встретился на улице знакомый учитель по классу гитары. Спрашивает: "А над чем ты сейчас работаешь?". Делаю аранжировку вот этого произведения, отвечаю. А как же его можно сыграть в ля миноре? И тут я понял, что он оперирует только одной тональностью. И он понял, что я понял. Разговор быстро сошёл на "нет" и мы раскланялись.

А вопрос-то моего знакомого "А как же можно сыграть в ля миноре?" был вполне резонный. Бывают произведения, в которых мелодическая линия развивается в широком диапазоне. И при исполнении в ля миноре либо серьёзно приближается к басам, становясь менее выразительной (не оставляя, к тому же, пространства для размещения среднего голоса), либо исполнятся в верхней части грифа, приобретая нежелательную "писклявость" и затрудняя исполнение. Так что, советовал бы заинтересованным лицам подбирать тональность, максимально подходящую конкретного для этого произведения. Благо, круг тональностей, подходящих для гитарных аранжировок не так велик (как правило, ограничен четырьмя ключевыми знаками), и с задачей можно справиться достаточно быстро. Подробности о тональностях в уроках…

О ноте с точкой (удлиняющий вариант). Точка, стоящая справа от ноты (и только справа), удлиняет ноту на половину её длительности. Так же можно встретить ноту с двумя и даже тремя точками. Рассчитать величину удлинения не особенно сложно, если… точка стоит возле крупных длительностей – целых, половинных, четвертных, восьмых. С более мелкими длительностями сложней (сложности возникают с определением момента вступления следующей ноты). Как выйти из положения и не ошибиться с прочтением ритмического рисунка, вы узнаете в уроках.

О лёгкой возможности вспомнить забытую ноту. Можно ли вспомнить ноту, которую когда-то учили, но забыли (как называется, на какой струне и ладу берётся), не прибегая к справочникам? Можно. Технология прописана в 18-м уроке. Правда, здесь предложена методика определения забытых нот с I-го по V-й лад включительно (закономерности восстановления в памяти нот, располагающихся выше V-го лада, будут изложены в своё время). Зачем нужно напрягаться, что-то высчитывать, определять, если можно просто заглянуть в шпаргалку, и всё? Да затем, чтобы быстрее усвоить ноты, и, следовательно, поскорей начать играть с листа. Помните восторг, который вы испытали в детстве, впервые прочтя словесный текст? Вот, примерно, тоже самое будет и при прочтении текста нотного!

О динамике звука. Под термином "Динамика звука" музыканты понимают регулировку громкости звучания. Величина эта субъективная, зависящая от ощущений музыканта, исполнительских задач, возможностей инструмента. Для указания динамики в нотации имеется целый арсенал символьных или словесных обозначений, носящих… рекомендательный характер. Но нужны ли они исполнителям, играющим соло? Скорее нет, чем да. За исключением, разве что, обозначений внезапного изменения громкости звука отдельных нот (акценты, сфорцандо), о наличии которых догадаться, порой, невозможно (и которые, кстати, неизменно устанавливает каждый автор). Во всём же остальном… Каждый исполнитель норовит действовать по-своему, руководствуясь собственным чувством, настроением, в конце концов помещением, в котором играет ("Тихо" в пустой комнате, например, не то же самое, что "Тихо" в заполненном зале). И это хорошо, так как, элемент творчества привносит в исполнение живость и новизну.

Кстати о помещении. Вспоминается курьёзный случай. В одном известном камерном произведении, одного известного же композитора, в партии контрабаса указано четыре форте (предельная громкость). Дирижёры, негодуя, перечёркивают четыре форте и оставляют одно, которого, на самом деле, вполне достаточно, приговаривая при этом: "Такой большой мастер, как он мог допустить такой ляп?!". А никакого ляпа и не было, потому что писалось данное произведение для совершенно конкретного помещения, в котором контрабас располагался в каком-то закутке, откуда его было плохо слышно, тогда как, должно было быть слышно очень хорошо (уточню, в определённом эпизоде).

Ну, так что, нужны динамические обозначения в нотном тексте, если они носят рекомендательный характер и имеют субъективное практическое воплощение (речь идёт, напомню, о сольной игре, и только о ней)? Повторяю, нет (хотя и не мешают, конечно), как бы ни кощунственно это казалось музыкантам к ним привыкшим, поэтому редко когда ставлю их в своих нотах. И знаете, исполнители (в том числе, концертирующие), за долгие годы моей публичной деятельности в Интернете, ни разу меня в этом не упрекнули. И не только потому, что воспринимают отсутствие обозначений, как приглашение к творческому самовыражению. Просто… в любом музыкальном тексте, содержащем мелодию (а в нотах для гитары редко бывает иначе), имеются признаки, достоверно указывающие на порядок руководства громкостью. Этими признаками пользуются и люди пишущие ноты, поэтому, несмотря на отсутствие динамических обозначений, вы, с большой долей вероятности, сыграете, в плане громкости так, как хотел автор. Подробности в уроках…

О темпе музыки. Темп музыки – очередная важнейшая деталь, отвечающая за восприятие вашего исполнения (слушателями, разумеется). Для себя самого вы можете играть как угодно и всё равно остаться довольны. Но слушатели... слушатели не дадут вам почивать на лаврах, если вы того не заслуживаете. Как можно заслужить? В том числе, верно избранным темпом, коль скоро о нём идёт сейчас речь. Если, к примеру, заведомо медленное произведение сыграть в высоком темпе, то убьёт весомость, основательность, присущую этим произведениям (или вовсе превратите в фарс, если изменению подвергся темп траурного марша или произведения религиозной направленности). И, напротив, если сыграть медленно заведомо быстрое произведение, то потеряете его экспрессию, моторику и сделает исполнение невыносимо скучным. Произведения, к которым, преимущественно, тяготеют исполнители, у всех на слуху. Поэтому о справедливости этих слов, в случае неверно избранного темпа, вы сможете судить по лицам ваших слушателей.  

Приведу поучительный пример из собственной практики. У Л.ван Бетховена есть одна небольшая, изящная фортепианная пьеса, под названием "К Элизе". Эту пьесу очень любят исполнять не только пианисты в начальных классах музыкальных школ, но и гитаристы, и… все стремятся делать это с высокой скоростью. Быстро, в юном возрасте, стремился играть и я. Этот темповый отпечаток, возможно, так бы и сохранился в моём сознании, если бы, в те же молодые годы, я случайно не услышал эту вещь в исполнении Льва Оборина – великого русского пианиста. И первым вопросом было: "Почему концертирующий пианист, лауреат фортепианных конкурсов, профессор московской консерватории, наконец, играет медленней учащихся музыкальных школ младших классов? Ведь не из-за недостатка же техники…". Позже вспомнил, что это произведение Л.ван Бетховен написал любимой девушке, и всё встало на свои места: кто же в любви объясняется скороговоркой? Так что, прав Лев Оборин, тысячу раз прав, сыграв медленно и чувственно. Играйте, господа, а, играя, думайте…

Это произведения, кстати, можно скачать бесплатно в разделе "Классическая музыка", если интересно. Ну, а полную информацию о темпах можно почерпнуть в уроках. Там же можно найти таблицу темпов по метроному – пригодится…

О гаммах. Гаммы – превосходное упражнение для развития мелкой исполнительской техники. Мелкой называется техника, где расстояние между соседними, последовательно извлекаемыми звуками, не превышает одного тона (один тон, применительно к гитаре, – это расстояние через один лад). Где используется мелкая техника при игре на гитаре? При исполнении мелодических линий (в том числе и при поддержке баса) и в пассажах. Пассаж – последовательность звуков в быстром движении – не частый гость в гитарной литературе. Почему? Потому что авторы, в том числе и я, ориентируются, в основном, на средний технический уровень, лишь изредка позволяя себе воплотить в нотах полёт фантазии. Этот полёт, чаще всего, выражается каскадом звуков виртуозной направленности, а виртуозов от гитары мало… Учитесь, и я буду рад сделать для вас что-то, что позволит вам сразить слушателей своей блестящей техникой.

Знаете, в чём секрет колдовского очарования музыки Никколо Паганини, непревзойдённого итальянского скрипача и композитора? В прекраснейших мелодиях и… невероятно трудных пассажах, близких, по духу, к импровизационному стилю (имею в виду его скрипичные произведения, а не гитарные, которых тоже написано немало). А импровизация – это то, что интересно слушать, играть, наблюдать вживую. Импровизация – это поток творческой исполнительской фантазии, воплощённой мышечными усилиями, в основе которых лежит… мелкая техника. Впрочем, выученная импровизация тоже производит потрясающий эффект, что и доказывают бессмертные творения Н.Паганини уже несколько столетий к ряду. Вывод, если хотите быть интересны вашим слушателям и получать удовольствие от игры, больше внимания уделяйте гаммам – волшебной лестнице на пути к пассажам и виртуозности, а я вам помогу своими советами. Гаммы, и практические советы по их разыгрыванию, вы найдёте в уроках (будут и пассажи, но позже…).

Об арпеджио. Арпеджио на гитаре, упрощённо, – это перебор струн. Успех данного вида техники, по большому счёту, зависит от действий пальцев правой руки, взаимодействующих со струнами с целью извлечения звука. Участвует при исполнении арпеджио и левая рука, пальцы которой складываются в аккорды (не всегда типовые…).

Любой гитарист, играющий на бытовом уровне, считает себя "крутым" исполнителем, если знает несколько переборов. А я предлагаю… 60 видов, каждый из которых рассматривается не только как отдельное упражнение, но и имеет сугубо практическое значение, так как, пригоден для аккомпанирования песен. Но и это не всё. Виды можно комбинировать и получать ещё большее количество переборов. Не берусь сказать сколько, размеры комбинируемых видов (музыкальные, разумеется) должны совпадать, но результат вас порадует, однозначно. Помню, пришёл на урок ученик, и радостно заявляет: а я новый вид арпеджио изобрёл. Показывает… Говорю, половина из этого вида, а половина из этого… У него настроение испортилось (впрочем, не надолго), а у меня поднялось: система работает. Доведёте до автоматизма все 60 видов (они даются последовательно, по два вида в каждом уроке), с правой рукой проблем не будет никогда. А уж песенный-то аккомпанемент будет даваться с поразительной лёгкостью.

И тем странней было читать отзыв на одном форуме: дескать, у Носова ничего для правой руки нет. Украсть учебник украл, а воспользоваться не смог. Может Бог наказал? Обокрасть собственного учителя… А, вообще, в моём учебнике упражнений в разы больше, чем у кого бы то ни было – факт, подтверждённый моими виртуальными учениками во всём мире уже давным-давно. Больше потому, что упражнений для отработки многих гитарных приёмов, или, к примеру, для развития силы мышц левой руки, необходимой для выполнения баррэ, попросту не существовало (что подтвердит любой учитель по классу гитары), и их приходилось создавать самому. Хочу, чтобы вы знали об этом, и критично относились к "авторитетным" мнениям, гуляющим по просторам Интернета, высказанным в адрес моего учебника.

Об аккордах. Аккордовая техника, насколько она важна гитаристам "классикам"? Важна не меньше, чем приверженцам песенного аккомпанемента. Важна потому, что в произведениях для гитары соло встречаются типовые (и не очень) аккорды, которые, порой, удобней ставить сразу, нежели частями, по ходу нотной записи. Следовательно, чем аккордовая база обширней, тем проще будет разучивать произведения.

Многие учителя музыкальных школ, из опасения "испортить" левую руку учащихся, запрещают им брать аккорды не только в период привыкания к игре, но и много позже. Гм… запрещают… Господа учителя, вы сами-то, в пору ученичества, как реагировали на подобные запреты? Наверняка так же, как и нынешняя молодёжь: чем больше запрещают, тем больше хочется. Да и как не захочется, если сверстники бренчат на гитаре в парке, сводя с ума девчонок (или наоборот, как вариант), а ты играешь "полезную" классику. Так что, уважаемые, аккордами играть они по любому пробуют… бесконтрольно… и, естественно, портят левую руку. Так может не запрещать, а предлагать в виде "пряника" с целью сохранения мотивации к обучению? Я это понял давным-давно и разработал систему спасения, позволяющую создавать и сохранять идеальную постановку левой руки в любых игровых условиях, в том числе, в таких экстремальных для начинающих, как игра аккордами. Почитайте, начиная с 6-го урока, найдёте много полезного для себя.

О "Баррэ". Баррэ – это приём, заключающий в одновременном прижатии нескольких струн одним пальцем. Приём, безусловно, могучий, упрощающий игру и позволяющий без особенных хлопот действовать в различных тональностях (при условии прижатия струн 1-м пальцем). Если… гитарист умеет правильно его выполнять. Правильно, это когда палец, выполняющий баррэ, действует с силой, не превышающий предел, необходимый для качественного прижатия струн, а остальные пальцы совершенно свободны и готовы участвовать в извлечении дополнительных звуков (баррэ можно выполнить любым пальцем, поэтому их нумерация не конкретизирована). Любого другого подхода к выполнению баррэ нет ни для кого, ни для любителей аккомпанемента, ни, тем более, гитаристов-классиков.

И здесь возникает вопрос, как научиться брать баррэ (или научить, как вариант)? Подробную информацию найдёте в уроках, начиная с 20-го. Но вкратце, нужен, как минимум, нормальный зазор между струнами и грифом (тема 1-го урока) и натяжение струн, не препятствующее освоению этого приёма. Опять натяжение… И вновь повторяю, не стесняйтесь использовать натяжение струн, подходящее именно вам (тема 1-го урока). В противном случае… прошли годы… Всё остальное вполне воспитуемо: и сила, необходимая для прижатия баррэ, и выносливость, и способность свободно действовать остальными пальцами при удержании баррэ. Упражнений на эту тему у меня – куча, только не ленитесь…

О "Легато". Легато – приём игры, входящий в сферу деятельности левой руки: с незначительным участием правой или вовсе без оного. Легато, условно, делится на восходящее, нисходящее и смешанное, и различается по способу выполнения. Я не буду рассказывать о том, как… в уроках всё написано предельно подробно, с примерами и упражнениями. Просто доведу до сведения, что наиболее трудным является нисходящий вид, и посоветую установить синтетические струны для его разучивания, если вы этого ещё не сделали. В противном случае, намучаетесь… Пишу здесь для тех, кто заинтересован в постижении всех видов гитарной техники, в том числе, освоении мелизмов – мордентов, группетто, трелей. Хотя, приём легато, безусловно, полезен всем гитаристам, независимо от уровня их подготовки. Полезен тем, что облегчает исполнение и разнообразит звучание, смягчая звук.

Об особых видах ритмического деления. Особые виды ритмического деления (непарное деление длительностей), что это? Это способность метрической доли (каковой является "целая", "половинная", "четверть", и так далее) делиться не на 2, или степени числа 2 (4, 8, 16 и т.д.), как это происходит при парном, наиболее часто встречающемся варианте деления длительностей, а на произвольное количество равных частей – 3, на 4, на 5 и т.д. Любой вид непарного деления имеет собственное название: "дуоль", "триоль", "квартоль", "квинтоль" и т.д. Заметьте, всё это используется не только людьми, играющими по нотам, но и теми, кто обходится без них. Только им в голову не приходит, что вывели, скажем, "триоль". Ну что ж, им это не надо, а вам без этого никак (надеюсь, читатели моих заметок понимают необходимость нотации). Так что, изучайте уроки, там об особом виде ритмического деления всё прописано: обозначение, расчёт…

Желаю успехов в познавании таинства, под названием ГИТАРА!

Андрей Носов