ENGLISH РУССКИЙ






Друзья!

Прошу помощи в раскрутке моего нового англоязычного веб-сайта.

Никаких сверхусилий не потребуется. Нужно зайти на веб-сайт, кликнув кнопку "ENGLISH" в правом верхнем углу, и открыть пару-тройку страниц.

Спасибо…

Андрей Носов


Самообразование по классу классической гитары,
ноты для гитары всех стилей, жанров и составов.




УРОКИ ИГРЫ НА ГИТАРЕ

(СТРАНИЦА 2 / Уроки 41 – 80)

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с уроками игры на гитаре, то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице, чтобы знать, что представляет собой Гитарная Школа А.Носова в принципе, и чего ждать от обучения в частности.

Урок №41

Первое упражнение: гамма соль минор мелодический вид (1 х 8). Второе упражнение: арпеджио – 49-й и 50-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "восходящего легато" – 8 упражнений; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "КАНЦОНА" Ф. да Милано (1-й – 8-й такты).

41-й урок состоит из 14 страниц формата А4, PDF.


 Урок №42

Первое упражнение: гамма соль минор мелодический вид (1 х 4). Второе упражнение: арпеджио – 51-й и 52-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "восходящего легато" – 8 упражнений; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "КАНЦОНА" Ф. да Милано (9-й – 16-й такты).

42-й урок состоит из 12 страниц формата А4, PDF.


Урок №43

Первое упражнение: гамма соль минор мелодический вид (1 х 2). Второе упражнение: арпеджио – 53-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "восходящего легато" – 8 упражнений; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "КАНЦОНА" Ф. да Милано (17-й – 24-й такты).

 43-й урок состоит из 14 страниц формата А4, PDF.


 Урок №44

Особые виды ритмического деления (непарное деление длительностей). Первое упражнение: гамма соль минор мелодический вид (1 х 1). Второе упражнение: арпеджио – 54-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "восходящего легато" – 8 упражнений; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "КАНЦОНА" Ф. да Милано (25-й – 34-й такты).

 44-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №45

Дирижирование: простые метры, сложные метры, смешанные метры. Первое упражнение: гамма соль минор мелодический вид – универсальная. Второе упражнение: арпеджио – 55-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "восходящего легато" – 9 упражнений; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "МАЗУРКА" М.Рокамора (1-й – 9-й такты).

 45-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF.


 Урок №46

Пунктирный ритм: с одной точкой, с двумя точками. Первое упражнение: гамма соль минор мелодический вид – универсальная с изменением динамики звука. Второе упражнение: арпеджио – 56-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "восходящего легато" – 4 упражнения повышенного уровня сложности; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "МАЗУРКА" М.Рокамора (10-й – 13-й такты).

 46-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF.


Урок №47

Первое упражнение: вариация на тему гаммы соль минор мелодический вид. Второе упражнение: арпеджио – 57-й вид. "Нисходящее" легато. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 10 упражнений; Б) "восходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "МАЗУРКА" М.Рокамора (14-й – 18-й такты).

 47-й урок состоит из 19 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео и миди файл.


 Урок №48

Арпеджиато. Упражнения на развитие техники "арпеджиато". Первое упражнение: вариация на тему гаммы соль минор мелодический вид – универсальная с изменением динамики звука. Второе упражнение: арпеджио – 58-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 8 упражнений; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "ТЁМНАЯ НОЧЬ" музыка Н.Богословского (1-й – 4-й такты). Переложение А.Носова.

 48-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео и миди файл


 Урок №49

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (первая половина). Второе упражнение: арпеджио – 59-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 8 упражнений; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "ТЁМНАЯ НОЧЬ" музыка Н.Богословского (5-й – 12-й такты).

 49-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


 Урок №50

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (вторая половина). Второе упражнение: арпеджио – 60-й вид. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 8 упражнений; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "ТЁМНАЯ НОЧЬ" музыка Н.Богословского (13-й – 20-й такты). Ноты на первой и второй струне с XII-го – по XVII-й лад включительно.

 50-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF.


 Урок №51

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (соединение двух половин). Смена позиции – "замещение". Второе упражнение: "замещение" – 6 упражнений. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 8 упражнений; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "ТЁМНАЯ НОЧЬ" музыка Н.Богословского (21-й – 28-й такты). Ноты на третьей и четвёртой струне с XII-го – по XVII-й лад включительно.

51-й урок состоит из 25 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


Урок №52

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (увеличение скорости исполнения). Второе упражнение: "замещение" – 5 упражнений. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 8 упражнений; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. "ТЁМНАЯ НОЧЬ" музыка Н.Богословского (29-й – 40-й такты). Ноты на пятой и шестой струне с XII-го – по XVII-й лад включительно.

 52-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №53

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные. Смена позиции – "скольжение". Второе упражнение: "скольжение" – 10 упражнений. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 8 упражнений; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. Мелодия из к/ф "ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ" музыка Л.Оливейры (1-й – 4-й такты). Переложение А.Носова.

 53-й урок состоит из 23 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №54

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные (увеличение скорости исполнения). Второе упражнение: "скольжение" – 4 упражнения. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 8 упражнений; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. Мелодия из к/ф "ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ" музыка Л.Оливейры (5-й – 8-й такты).

 54-й урок состоит из 19 страниц формата А4, PDF.


 Урок №55

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные с изменением динамики звука. Смена позиции – "скачки". Второе упражнение: "скачки" – 6 упражнений. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 9 упражнений; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. Мелодия из к/ф "ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ" музыка Л.Оливейры (9-й – 12-й такты).

 55-й урок состоит из 22 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №56

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные с изменением динамики звука (закрепление навыка, полученного в прошлом уроке). Второе упражнение: "скачки" – 5 упражнений. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "нисходящего легато" – 4 упражнения повышенного уровня сложности; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. Мелодия из к/ф "ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ" музыка Л.Оливейры (13-й – 16-й такты).

 56-й урок состоит из 19 страниц формата А4, PDF.


 Урок №57

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (первая половина). Смена позиции – "опережение". Второе упражнение: "опережение" – 6 упражнений. Смешанное легато. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "смешанного легато" – 8 упражнений; Б) "нисходящее легато" с "баррэ" – одно упражнение. Мелодия из к/ф "ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ" музыка Л.Оливейры (17-й – 24-й такты).

 57-й урок состоит из 21 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются две ссылки на скачивание видео.


Урок №58

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (вторая половина). Второе упражнение: "опережение" – 5 упражнений. Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "смешанного легато" – 8 упражнений; Б) "смешанное легато" с "баррэ" – одно упражнение. Мелодия из к/ф "ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ" музыка Л.Оливейры (25-й – 30-й такты).

 58-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №59

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (соединение двух половин). Второе упражнение: гамма на одной струне (мажорная от открытой струны). Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "смешанного легато" – 8 упражнений; Б) "смешанное легато" с "баррэ" – одно упражнение. "СТРАННИКИ" А.Рамиреса (1-й – 4-й такты). Переложение И.Ковалевского.

 59-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


 Урок №60

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (увеличение скорости исполнения). Второе упражнение: гамма на одной струне (минорная от открытой струны). Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "смешанного легато" – 8 упражнений; Б) "смешанное легато" с "баррэ" – одно упражнение. "СТРАННИКИ" А.Рамиреса (5-й – 9-й такты).

 60-й урок состоит из 14 страниц формата А4, PDF.


 Урок №61

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные. Второе упражнение: гамма на одной струне (мажорная от 1-го пальца). Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "смешанного легато" – 8 упражнений; Б) "смешанное легато" с "баррэ" – одно упражнение. "СТРАННИКИ" А.Рамиреса (10-й – 17-й такты).

 61-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


 Урок №62

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные (увеличение скорости исполнения). Второе упражнение: гамма на одной струне (минорная от 1-го пальца). Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "смешанного легато" – 8 упражнений; Б) "смешанное легато" с "баррэ" – одно упражнение. "СТРАННИКИ" А.Рамиреса (18-й – 25-й такты).

 62-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF.


 Урок №63

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные с изменением динамики звука. Второе упражнение: гамма на одной струне (мажорная от 2-го пальца). Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "смешанного легато" – 8 упражнений; Б) "смешанное легато" с "баррэ" – одно упражнение. "СТРАННИКИ" А.Рамиреса (26-й – 37-й такты).

 63-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №64

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные с изменением динамики звука (закрепление навыка, полученного в прошлом уроке). Второе упражнение: гамма на одной струне (минорная от 2-го пальца). Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "смешанного легато" – 8 упражнений; Б) "смешанное легато" с "баррэ" – одно упражнение. "ВЧЕРА" Д.Леннона-П.Маккартни (1-й – 3-й такты). Переложение А.Носова.

 64-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


 Урок №65

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (первая половина). Второе упражнение: гамма на одной струне (мажорная от 3-го пальца). Третье упражнение: А) развитие техники исполнения "смешанного легато" – 5 упражнений повышенного уровня сложности; Б) "смешанное легато" с "баррэ" – одно упражнение. "ВЧЕРА" Д.Леннона-П.Маккартни (4-й – 7-й такты).

 65-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


 Урок №66

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (вторая половина). Второе упражнение: гамма на одной струне (минорная от 3-го пальца). Глиссандо. Третье упражнение: развитие техники исполнения "глиссандо" – 6 упражнений. "ВЧЕРА" Д.Леннона-П.Маккартни (8-й – 14-й такты).

 66-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №67

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (соединение двух половин). Второе упражнение: гамма на одной струне (мажорная от 4-го пальца). Глиссандо-легато. Третье упражнение: развитие техники исполнения "глиссандо" – 6 упражнений. "ВЧЕРА" Д.Леннона-П.Маккартни (15-й – 18-й такты).

67-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №68

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (увеличение скорости исполнения). Второе упражнение: гамма на одной струне (минорная от 4-го пальца). Мелизмы. Форшлаги. "Восходящие" форшлаги. Третье упражнение: развитие техники исполнения "восходящих" форшлагов – 10 упражнений. "ВЧЕРА" Д.Леннона-П.Маккартни (19-й – 22-й такты).

 68-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео и миди файл.


 Урок №69

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные. Второе упражнение: гамма до мажор терциями (первая половина). Третье упражнение: развитие техники исполнения "восходящих" форшлагов – одно упражнение. "ВЧЕРА" Д.Леннона-П.Маккартни (23-й – 32-й такты).

 69-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №70

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные (увеличение скорости исполнения). Второе упражнение: гамма до мажор терциями (целиком). Третье упражнение: развитие техники исполнения "восходящих" форшлагов – одно упражнение. Звукоизвлечение с опорой на соседнюю струну ("апояндо"). Ногтевое звукоизвлечение. Изменение тембральной окраски звучания. "РОМАНС" В.Гомеса (1-й – 8-й такты).

 70-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №71

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные с изменением динамики звука. Второе упражнение: вариация на тему гаммы до мажор терциями. Третье упражнение: развитие техники исполнения "восходящих" форшлагов – одно упражнение. "РОМАНС" В.Гомеса (9-й – 17-й такты).

 71-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


 Урок №72

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные с изменением динамики звука (закрепление навыка, полученного в прошлом уроке). Второе упражнение: гамма соль мажор терциями (первая половина). Третье упражнение: развитие техники исполнения "восходящих" форшлагов – одно упражнение. "РОМАНС" В.Гомеса (18-й – 21-й такты).

 72-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF.


 Урок №73

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (первая половина). Второе упражнение: гамма соль мажор терциями (целиком). Третье упражнение: развитие техники исполнения "восходящих" форшлагов – одно упражнение. "РОМАНС" В.Гомеса (22-й – 25-й такты).

 73-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


 Урок №74

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (вторая половина). Второе упражнение: вариация на тему гаммы соль мажор терциями. Третье упражнение: развитие техники исполнения "восходящих" форшлагов – одно упражнение. "РОМАНС" В.Гомеса (26-й – 29-й такты).

 74-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


 Урок №75

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (соединение двух половин). Второе упражнение: гамма ре мажор терциями (первая половина). Третье упражнение: развитие техники исполнения "восходящих" форшлагов – одно упражнение. "РОМАНС" В.Гомеса (30-й – 34-й такты).

 75-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.


 Урок №76

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (увеличение скорости исполнения). Второе упражнение: гамма ре мажор терциями (целиком). "Нисходящие" форшлаги. Третье упражнение: развитие техники исполнения "нисходящих" форшлагов – 10 упражнений. "ШОРО" Д.Семензато (1-й – 4-й такты).

 76-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на скачивание видео.


 Урок №77

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные. Второе упражнение: вариация на тему гаммы ре мажор терциями. Третье упражнение: развитие техники исполнения "нисходящих" форшлагов – одно упражнение. "ШОРО" Д.Семензато (5-й – 8-й такты).

 77-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


 Урок №78

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные (увеличение скорости исполнения). Второе упражнение: гамма ля мажор терциями (первая половина). Третье упражнение: развитие техники исполнения "нисходящих" форшлагов – одно упражнение. "ШОРО" Д.Семензато (9-й – 16-й такты).

 78-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF.


 Урок №79

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные с изменением динамики звука. Второе упражнение: гамма ля мажор терциями (целиком). Третье упражнение: развитие техники исполнения "нисходящих" форшлагов – одно упражнение. "ШОРО" Д.Семензато (17-й – 21-й такты).

 79-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


 Урок №80

Первое упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные с изменением динамики звука (закрепление навыка, полученного в прошлом уроке). Второе упражнение: вариация на тему гаммы ля мажор терциями. Третье упражнение: развитие техники исполнения "нисходящих" форшлагов – одно упражнение. "ШОРО" Д.Семензато (22-й – 25-й такты).

 80-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


 

 

Мысли по поводу…

Уроки 41 – 80

О дирижировании. Дирижирование, зачем оно гитаристу? Для определения сложного ритмического рисунка (понятно, на это время гитару придётся отложить), в случае, если не сработают обычные способы – словесный отсчёт долей или постукивание мыска ноги. Особенно полезно дирижирование при определении времени звуков, входящих в состав фигур (групп) непарного деления длительностей: дуолей, триолей, квартолей, квинтолей и т.д. А, быть может, это единственный способ корректного их определения. Так что, пожалуйста, не думайте, что дирижирование только для певцов, и изучите тему основательно. Все уловки определения сложного ритмического рисунка прописаны в уроках. В том числе, в случае определения пунктирного ритма, выписанного мелкими длительностями, так же доставляющего немало трудностей неопытным музыкантам.

О пунктирном ритме. Пунктирный ритм заключается в двух соседних длительностях разной протяжённости, повторяющихся в течение какого-то времени. Поэтому, словесно, он выглядит так: там-та, там-та и т.д.; или так: та-там, та-там и т.д. Самое сложное в прочтении пунктирного ритма – определить момент вступления короткой длительности, следующей за долгой. Либо момент вступления долгой длительности, следующей за короткой. В любом случае, главной "головной болью" является короткая длительность. И, чем пара длительностей, составляющих пунктирный ритм мельче, тем "головная боль" сильней. Нюансы корректного прочтения пунктирного ритма прописаны в уроках, равно как и хитрости, помогающие в этом деле. Здесь же скажу, что идеальный расчёт момента вступления звуков иногда… вредит музыкальной составляющей. Чаще требуется сделать пунктирный ритм более сглаженным или, напротив, более острым, нежели это следует из нотной записи. В общем, читайте мои УРОКИ ИГРЫ НА ГИТАРЕ…

Об арпеджиато. Арпеджиато – приём, дающий такое звучание, будто вы проводите одним пальцем правой руки по струнам. Количество струн, делающих возможным выполнение это приёма, от двух до шести. Обозначается волнистой вертикальной линией, устанавливаемой неизменно слева от нот, требующих арпеджирования. Выполняется как одним пальцем правой руки, проходящим по нужным струнам, так и разными (иногда даже с подключением мизинца). Впрочем, со всем этим вы можете ознакомиться в уроках. Равно как и с моими предостережениями, связанными со злоупотреблением этого приёма: приём "слащавый" и внедрять его повсеместно, право-слово, не стоит.

Расскажу историю на эту тему. Звонит знакомая: "У сына через полгода выпускной экзамен в музыкалке, а он ничего не играет. Помоги!". Ну, я и помог: специальными упражнениями исправил руки, предложил несложный, но эффектный репертуар в своей аранжировке, и, параллельно, подтянул технику игры. Учительница по специальности не могла не заметить улучшений, спрашивает: "Уроки берёшь? Дай посмотреть, что играешь!". Тот дал ноты и… началось: с гневным выражением лица, здесь не то, здесь не так… Через некоторое время, сквозь зубы, "Запись верная!". Ну-ну, давай сыграй. Парень играет, а она: здесь надо арпеджиато, и здесь, и здесь тоже. На вкус и цвет, говорят, товарищей нет. Но украшать "рюшечками" строгий музыкальный фрагмент – это нонсенс (образно, всё равно, что поливать мясо сгущёнкой). Зачем я это пишу? Во-первых, чтобы урезонить учителей, зарабатывающих авторитет у учащихся принижением коллег. Во-вторых, чтобы дать учителям толчок к размышлению на тему: "Так ли я профессионален, как привык о себе думать?", "Так ли хорошо я понимаю музыку, как это требует высокое звание педагога?". Понимаю, работа в музыкальной школе – дело нудное: одни и те же упражнения, один и тот же репертуар. Ну, так встряхнитесь – внедрите новую методику, сочините произведение или запишите обработку, подготовьте сольный концерт, наконец. И тогда, увидите, увядший интерес к работе воскреснет, а школьная жизнь заиграет новыми красками.

И ещё одна история для учителей. Ранним утром раздался звонок в дверь. Открываю, на пороге женщина с парнем лет 12. "Сын не прошёл прослушивание в музыкальной школе. Там направили к вам, сказали, что научите играть на гитаре". Я знаю, что не пройти прослушивание в музыкалке – не приговор, но, тем не менее, с опаской взглянул на парня: напряжён, но взгляд смышлёный. Как в школе учится, спрашиваю? – Отличник. Я успокоился… Из дальнейшей беседы выяснилось, что мальчик не поступил в школу потому, что не смог пропеть звук, выданный на фортепиано экзаменатором.

Ну что ж, начали работать. Парнишка оказался чрезвычайно работоспособным, музыкальным, но скованным. И немало времени прошло, прежде чем он освоился и разговорился. А, разговорившись, поведал мне подробности поступления в музыкальную школу. Оказывается, его смутила непривычная обстановка, фортепиано, возле которого он прежде не стоял, важный вид экзаменатора. Говорит, я слышу, что звук вот этой высоты, а повторить не могу: из горла, от волнения, вырывается только сип.

Я прекрасно понимаю, что в музыкальной школе не нужны учащиеся, не способные петь (что, кстати, вовсе не означает отсутствие музыкального слуха). Но… господа учителя, если бы вы вели себя на экзамене немного приветливей, то обнаружили бы то, что обнаружил я: наличие слуха и голоса (в степени достаточной для нормального функционирования на уроке сольфеджио). С ужасом думаю, сколько талантливых исполнителей не досчиталась российская культура из-за надменности педагогов. Уверен, есть над чем задуматься и вам…

О гамме на одной струне. Гамма на одной струне – одно из средств развития беглости пальцев вдоль грифа, и, следовательно, развития виртуозности. Начнём с гамм, где расстояние между соседними звуками не превышает одного тона, а позже подключим пассажи, где промежутки между соседними звуками будут уже больше.

Виртуозность – это способность достичь высшей степени мастерства с целью демонстрации её публике. Именно так, с целью демонстрации. Как-то не очень верится, что человек трудится годами только затем, чтобы закрыться в комнате и наслаждаться собственным искусством. Хотя, может и есть такие, кто не выходит "в народ" из-за стеснительности или сомнения, что всё делает правильно в музыкальном плане. Специально для них скажу так: слушатели относятся излишне критично только к тем, для кого гитара профессия – учителям или профессиональным музыкантам (ниже поведаю случаи из собственной практики). Ко всем остальным они вполне лояльны, в чём можно убедиться по отзывам, оставленных на различных видео хостингах. И даже более, чем лояльны: человек играет чёрт те что, чёрт те как (я сейчас о результате говорю, а не о состоянии рук), а как его нахваливают! Так что, отриньте смущение и вперёд за восхищением публики.

Восхищение… кто его познал, будет к нему стремится вновь! Как-то позвонил мой виртуальный ученик и рассказал, что летом берёт гитару и выходит поиграть в парк (просто поиграть, без цели заработать). Так всякий раз собирается народ послушать. Уже и здороваться на улице начали люди совершенно незнакомые. Говорит, такое признание для него чрезвычайно приятно, даёт стимул к занятиям и… к жизни, что в его преклонные годы совсем не лишне. Так что, попробуйте поиграть на публике, может слава придёт и к вам. Замечу, что для подобных выступлений не обязательно блистать виртуозностью. Вполне достаточно разучить десяток-другой спокойных, лиричных мелодий, трогающих за душу. Кстати, в разделе "Ноты + Табы" моей нотной библиотеки таких произведений полным-полно.

Но давайте закончим разговор о виртуозности. Понятие "виртуозность" чаще всего понимается в виде головокружительного каскада звуков. Что, в общем-то, верно. Но подобное не всем дано, к сожалению. У кого-то проблемы с левой рукой (либо неподходящая постановка, либо излишняя закрепощенность), у кого-то с правой (низкая подвижность пальцев). А кто-то просто не любит вкалывать, предпочитая жить в грёзах о высоком исполнительском искусстве, и ничего для этого не делая. Люди, пожалуйста, шагните навстречу мечте, изучайте мой учебник! Там есть вся информация для того чтобы стать серьёзным исполнителем. А уж песенный-то аккомпанемент вам будет покоряться без всяких проблем, включая самые сложные его фрагменты – инструментальные вступления и проигрыши. Кстати, не поленитесь, зайдите в раздел "Песни и романсы", послушайте, что может гитара в аккомпанементе…

О выступлениях. Я обещал рассказать о своих выступлениях в компаниях за праздничным столом. Не думаю, что кто-то меня упрекнёт за это: обычное поведение музыканта… на отдыхе. Так вот, всякий раз выношу два впечатления. Одно позитивное, другое негативное. Позитив – от отзывов: "А я и не думал, что гитара на такое способна", "Душевно…". Негатив – от какой-нибудь парши… овц…, которая, как известно, всё стадо портит, и которая найдётся в любой компании. Начинается всё с невинного вопроса:

– А кто принёс с собой гитару?

– Я.

– Ну, сыграй что-нибудь.

– А чтобы Вы хотели, уточните, пожалуйста?

– Даже так? Ты всё знаешь, что-ли?

– Большинство популярных произведений, остальное проаккомпанирую по памяти, если слышал.

– Ну, давай вот это.

– Играю…

– Ну, вообще-то, молодец.

А потом кто-то услужливо подсказывает, что он (я) – учитель музыки и это его (моя) работа, и… начинается.

– А вот это знаешь?

– Знаю. Только начинаю играть, прерывают: – А вот это?

И становится понятно, что у человека появилась мечта в жизни – срезать. Что тут скажешь?

Но это ещё не самое страшное. Самое страшное, когда человек ест что-то масляное руками, а затем протягивает их, даже не удосужившись вытереть, не то, что помыть с мылом: "Дай-ка гитарку, хочу вспомнить пару аккордов". Вот это для меня всё… Как, впрочем, для любого гитариста. Гитара – это же сокровенное…

Единственно, от кого ни разу не претерпел никаких неудобств – это от любителей классики или романсов. Не знаю, то ли публика эта исключительна интеллигентная, то ли имеет более высокий уровень культуры и музыкального восприятия, но принимает исполнение неизменно благожелательно и с благодарностью. Интересно то, что умение слушать не зависит от уровня образования или профессии. От души зависит, субстанции неведомой и загадочной…

Для чего я это пишу? – Для того чтобы подготовить вас на все случаи жизни. Или, как вариант, приготовиться дать отпор тем, для кого нет ничего святого (это я про нечистые руки, тянущиеся к вашему сокровищу – гитаре).

О "Глиссандо". "Глиссандо" – это приём, выполняемый путём скольжения пальца по струне (на одной или нескольких струнах), следствием чего является плавное и непрерывное изменение высоты звука. Обо всём этом вы сможете прочесть в 66-м уроке моего учебника. Здесь я вспомнил об этом приёме в связи с вопросом, заданным заочным учеником: "Вы пишите, что стартовая и финишная точка "Глиссандо" неизменно находятся на одной струне, а вот здесь – и даёт адрес веб-страницы – написано, что "Глиссандо" можно перенести на другую струну". Я не обязан нести ответственность за тексты, опубликованные в Интернете, за исключением своего ресурса. Но отказать в разъяснении ученику был не в праве, поэтому ответил так: "На акустической гитаре любого типа (т.е. гитаре, качественно звучащей без использования электропитания) стартовая и финишная точка "Глиссандо" всегда находятся на одной струне. И люди, пишущие ноты для гитары, предполагают именно это, без каких-либо вариантов. Начать на одной струне и продолжить на другой нельзя потому, что: а) нарушится плавность и безостановочность изменения высоты звука – главнейшие условия "Глиссандо"; б) потребуется дополнительный звук (для задания колебания очередной струне), не предусмотренный нотной записью и без которого скольжение пальца не сможет сопровождаться характерным звуковым эффектом".

Составляю ответ и думаю: "Ну почему, почему любители писать на форумах не проверяют предоставляемую информацию? Это же так просто: взял гитару и… Но нет… О, форумы… И почему начинающие музыканты с лёгкостью верят любому бреду таких же начинающих и подвергают сомнению всё, сказанное педагогом? О, люди…

О "Портаменто". Если бы не очередной заочный ученик, так бы и не узнал, что гитарное сообщество испытывает проблемы с пониманием выполнения этого штриха. Все авторы, с мнением которых мне удалось ознакомиться, едины в том, что "Портаменто" выполняется посредством "Глиссандо" и расходятся только во взгляде на скорость перемещения пальца по струне, да моменте вступления следующей за "Глиссандо" ноты. "Они что, не в курсе, что "Портаменто" применяется и к нотам одинаковой высоты, подумал я?" Видимо, нет, иначе предложили бы иной вариант толкования этого штриха, предусматривающий его выполнение без "Глиссандо". Что ж, сделаю это за них.

Ключ к пониманию "Портаменто" кроется в его обозначении – короткой горизонтальной чёрточке (–), размещаемой над нотной головкой или нотным штилем. Такая чёрточка, помимо гитарной литературы, используется и в нотах для других инструментов – струнных смычковых, духовых и т.д. Только там данное обозначение указывает на штрих "Деташе" (фр. détacher – отделять), выполняемый с твёрдой атакой начала каждого звука при условии полного их "перетекания". Подобное происходит и в гитаре. А именно (цитирую себя же, так как, данные мысли уже излагал в одном из документов, доступных для свободного ознакомления):

"Звучание ноты, исполняемой "Портаменто" начинается с акцента, "тяжесть" которого зависит от контекста текущего фрагмента произведения, и длится исключительно до момента вступления следующей ноты. "Портаменто" применяется, чаще всего, к нескольким соседним нотам, поэтому, несмотря на стремление к перетеканию ближайших звуков, он (штрих) рождает ощущение чёткого их разделения, сообщаемого акцентами (помните, что с фр. détacher – отделять?). Данный штрих может быть применён к нотам не только одинаковой, но и различной высоты. В этом случае, соединение двух соседних звуков возможно осуществить приёмом "Глиссандо", заключающемся в скольжении пальца (прижимающего струну) по струне и, как следствие, в плавном изменении высоты звука". Конец цитаты… Добавлю, скорость скольжения пальца, при извлечении разновысоких звуков штрихом "Портаменто", также, как и атака момента вступления звука, зависит от контекста текущего фрагмента произведения.

Надеюсь, после этой публикации, споры на тему "Портаменто" на форумах поутихнут. Хотя, вряд ли. Через некоторое время найдётся какой-нибудь "специалист", слабо разбирающийся в гитаре, но, тем не менее, считающий себя вправе высказаться по теме, который заявит – естественно, инкогнито и без доказательств, – что он (то есть, я – Андрей Носов) не прав, и всё начнётся с начала. О, форумы… О, люди…

О мелизмах. В 68-м уроке начинается изучение мелизмов – мелодических украшений (если угодно, своеобразных музыкальных виньеток). Начнём с форшлагов, затем освоим морденты, группетто и трели. Что можно сказать о мелизмах в обзорной статье? Во-первых, то, что они реально украшают мелодию и применяются едва ли не в любом произведении романтического стиля. Поэтому, если вы поклонник испанских авторов или мечтаете играть венгерскую, цыганскую музыку, русские романсы, то это как раз для вас. Хотя, конечно, наличие мелизмов в тексте не зависит от национальности автора или его географического положения. Во-вторых, то, что они выписываются мелкими нотами (точнее, нотами более мелкого шрифта) или… обозначаются специальными значками, требующих расшифровки. Не сомневаюсь, вы видели мелизмы, если просматривали когда-нибудь ноты для "продвинутых" гитаристов. И, не сомневаюсь, задали себе парочку вопросов, типа: "Как рассчитать протяжённость мелких нот?", "Как играть их с басом (если мелизмы в линии мелодии)?". Так вот, для успешного прочтения мелизмов надо знать, что каждый голос самостоятелен в записи (а именно, самостоятельна мелодия, бас, средний голос и редко встречающийся 4-й голос). И, что все мелкие длительности входят в состав следующей за ними основной ноты. Здесь умолкаю… Все "тайны" прочтения и исполнения мелизмов раскрою в уроках.

Желаю успехов в творчестве!

Андрей Носов